Руский Беларускi
 

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 28 г.Витебска»

Главная О школе Образовательный процесс Платные услуги Центр правовых знаний БРПО, БРСМ Профсоюз Родительский университет Профориентация Достопримечательности города Витебска известные люди Витебска Сотрудничество, шефы Наши достижения

Страничка психолога: Могут ли родители помочь ребенку в выборе профессии

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, профессиональной деятельности. У каждого из нас есть свое представление о работе, которое родители, порой сами того не ведая, передают ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. 

Что может быть для человека сложнее, чем выбор профессионального пути? Помогая ему в осознании этого выбора, прежде всего нужно руководствоваться заповедью: не навреди. Нельзя допустить, чтобы ваши благие старания помочь ребенку обернулись против него. Необходимость грамотного участия родителей в формировании профессиональной направленности подростка переоценить трудно. В 16-17-летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, почти отсутствует. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально значимые качества и возможность их компенсации. Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами, подростки обычно просто не учитывают. 

 Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей: 

 - Позитивная активная позиция (Родители стараются помочь детям выбрать профессию с

учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей). 

 - Жесткая активная позиция (Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме

предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом

индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются

минимально, или вообще игнорируются. Никаких объяснений ребенку не дается). 

 - Пассивная позиция (Родители самоустраняются, предоставляя детям самостоятельно

выбирать профессию). 

 Как могут помочь родители при выборе профессии: 

- Учитывать и адекватно оценивать индивидуальные особенности ребенка

 - Учитывать при выборе профессии, что это процесс не только рациональный, но и

эмоциональный (нужно изучить все аспекты профессии) 

 - Помочь ребенку как можно больше узнать о выбранной профессии (беседа с людьми,

которые работают в этой области) 

 - Учитывать мотивацию ребенка (принимать ее всерьез; неприемлемы высказывания «мал

еще, ничего не понимаешь», «потом будешь благодарен»). Если ребенок не будет

замотивирован, он не станет хорошим специалистом. Кроме того, неправильно выбранная

профессия может испортить характер и причинить вред здоровью. 

 - Не видеть в ребенке источник реализации ваших несбывшихся планов (всю жизнь хотел

быть врачом: будешь врачом – будешь нас лечить / станешь экономистом – передадим

тебе семейный бизнес) 

 - Не ориентироваться на престижность учебного заведения (целесообразно сначала

выбрать профессию, а потом – учебное заведение)

 - Не предлагать ребенку выбрать профессию, которая с точки зрения родителей всегда

будет востребована. Нужно выбрать такую профессию, в которой он будет

конкурентоспособным. (никакая профессия не является панацеей от безработицы)

 - Часто самые адекватные советы родителей оказываются не воспринятыми, если между

детьми и родителями отсутствует контакт. (необходимо перестроить отношения

«взрослый – ребенок», которые вызывают защитно-протестные реакции у ребенка своей

ультимативной формой на отношения, основанные на взаимоуважении и взаимодоверии) 

 - Не предъявлять ребенку завышенные требования, не соответствующие его

возможностям (ставить в пример более успешных сверстников). Такое поведение

приводит к неадекватной самооценке, вплоть до комплекса неполноценности. При этом,

как правило, родители обвиняют ребенка в лени

 - Должен быть «запасной вариант» профессии

 - стараться не ориентировать ребенка сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор). Объяснить, что для этого придется много работать 

 - Рассматривать профессии, которые не являются в данный момент престижными, но они

значимы в жизни

 - Не переносите отношение к конкретному представителю той или иной профессии на

саму профессию  

- Не отождествляйте нелюбимый предмет с профессией 

 Собрал как-то Лев, царь зверей, всех животных и сказал: 

- Кто умный – отойдите направо, кто красивый – налево. 

Все звери расступились в разные стороны, а одна мартышка металась то вправо, то влево, потому что не могла сообразить, чем она обладает в большей степени: красотой или умом.


Музей доска объявлений СМИ о нас методический совет Новости школы Основы безопасности жизнедеятельности Попечительский совет Мероприятия Вопрос-ответ Контактная информация Электронное обращение Карта сайта